Вот полезные сведения для тех, кто впервые обращается в издательства . С этими знаниями вы будете чувствовать себя увереннее.
Синопсис, мейнстрим, роялти
Нелегко приходится начинающим писателям: мало того, что книжку нужно сперва "родить", а потом удачно пристроить! Так еще вокруг столько слов непонятных! Роялти - это что? А синопсис, который злые издатели требуют?.. Конечно, не все наши читатели пишут даже в стол (хотя многие - мы точно знаем!), но знакомство с терминами, используемыми в литературном мире, не помешает никому.
Для общего образования. Чтобы, услышав от знакомого беллетриста пугающе-загадочную фразу вроде: “Пять алок уже сделал”, не вздрогнуть, а понимающе хмыкнуть: “Понятно-понятно, работа быстро продвигается”...
• Авторский лист (а.л., “алка”) — единица измерения прозаического произведения. Один авторский лист — 40 000 знаков с пробелами. Вопрос: “Каков объем вашей рукописи?” — звучит в издательствах одним из первых, и ответ автора: “343 страницы таким-то шрифтом” засчитан не будет. Обычно желаемый издателями объем составляет 12 а.л.
• Авторские экземпляры — бесплатные экземпляры, получаемые автором после выхода его книги из типографии. Их количество определяется договором; не слишком жадные издательства придерживаются цифры 10.
• Аннотация — краткое — на один-два абзаца — изложение содержания книги. Предназначена для того, чтобы вызвать к ней интерес читателей. Распространена практика, когда в издательствах аннотации пишут люди, самой книги не читавшие, а потому путающие имена и события.
• Бестселлер (англ. bestseller) — ходкая книга, изданная большим тиражом.
• Бук-кроссинг (book crossing) — система распространения произведения. Получив книгу из рук промоутера и изучив, читатель передает ее по цепочке друзьям или родственникам; при отсутствии интереса с их стороны просто оставляет в метро, на уличной скамейке, подоконнике учреждения — там, где ее сможет найти следующий читатель. Метки на предпоследней странице обложки расскажут, кто и когда уже прочел книгу. Проследить ее судьбу и обменяться мнениями можно на специальных сайтах в интернете.
• Литературный агент — посредник между автором и издателем, работающий за процент от авторского гонорара (10 — 20%, возможны варианты). Главная задача: найти издательство для опубликования работы автора и помочь ему заключить наиболее выгодный контракт. Найти хорошего агента непросто. Самым известным в России литагентом является соратник Александры Марининой Натан Заблоцкис, выведенный ею в сериале про Каменскую в образе Колобка. В качестве субагента (агента второго уровня) сейчас пробует себя бывшая нижегородка, а ныне жительница Калифорнии Эльвира Барякина.
• Литературный негр (раб) — человек, нанятый для написания книги, которая выйдет под чужим именем. Несколько негров, работающих вместе, именуются “бригадой”. Примеры: бренды “Марина Серова”, “Светлана Алешина” и т. д.
• Мейнстрим ( mainstream) — худ. произведение, выходящее за рамки конкретных жанров — исторического романа детектива, любовного р-на или фантастики.
• Нон-фикшн (англ. non-fiction) — нехудожественная литература, но термин используется и в значении “литература для умных”. Ярмарка интеллектуальной литературы, проходящая зимой в Москве, называется именно “Нон-фикшн”, хотя художественные книги представляются на ней традиционно широко. Фикшн — соответственно художественная литература.
• Покет-бук или просто покет (англ. pocketbook — карманная книга) — книга небольшого формата в мягкой обложке. Издаваться “в обложке”, а не “в переплете” менее престижно.
• Продакт-плейсмент (product placement, PP) — “скрытая, непрямая реклама”. Использование какого-либо продукта (услуги, бренда) героем литературного произведения с описанием его преимуществ и свойств. Рекламируемый продукт даже может оказаться основой сюжета. Пионером в этой области стала Фэй Уэлдон, по заказу ювелирной компании BVLGARI написавшая книгу “Ожерелье от BVLGARI”. И хорошую, надо заметить, книгу! В России размещение скрытой рекламы в художественной литературе поставлено на поток: существует даже специальное агентство, которое за пару-тройку десятков тысяч долларов договорится об услуге с раскрученными авторами. Только рекламируются таким способом не бриллиантовые украшения, а макароны, куриные полуфабрикаты и услуги сотовой связи — причем довольно грубовато. В активном PP, уже выходящим за рамки приличий (в книгах продвигаются даже медицинские препараты), замечены в основном маститые детективщицы — Дарья Донцова, Александра Маринина, Татьяна Устинова.
• Роялти — процент от оптовой цены книги, выплачивающийся автору (в среднем — 10%). Чем больше допечаток, чем выше тираж — тем “вкуснее” роялти.
• Синопсис (гр. sinopsys обозрение) — краткое — на 2 — 3 страницы — изложение содержания произведения. Из него должны быть понятны жанр, время действия, общие черты героев и контуры сюжетных линий. Чем закончится история, тоже должно быть ясно заранее.
|